Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
20.05.2024
16:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя русского языка и литературы Заволжсковой Нат...

Меню сайта

В помощь ученику

Вместе весело шага

Для Вас, родители!

Категории раздела
Мои файлы [34]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог файлов 

1. Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (составлена А.Н. Лутошкиным).2. Социометрическое изучени
[ Скачать с сервера (58.0 Kb) ]28.11.2013, 23:07

1.      Методика изучения уровня развития детского коллектива

«Какой у нас коллектив» (составлена А.Н. Лутошкиным)

Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива - школьного клас­са, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т. д. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ре­бенка. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является од­ним из важнейших условий этого развития.

Приводимая ниже достаточно известная и неоднократно ап­робированная методика                   А. Н. Лутошкина как раз и позволяет изу­чить детский коллектив, определить, насколько школьники удов­летворены своим коллективом, насколько они считают его спа­янным, крепким, единым.

Ход выполнения

Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступе­ней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их кол­лектив.

Образное описание стадий развития коллектива

      1 ступень.  «Песчаная россыпь». Не так уж редко встреча­ются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок - отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней - разнесет песок в сто­роны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возник­ших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. Водном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом - не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина ­материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и класс­ный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по спло­чению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаи­мопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисцип­лина и требования старших. Отношения в основном доброжела­тельные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внима­тельны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг дру­гу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь сущест­вуют замкнутые приятельские группировки, которые мало об­щаются между собой. Настоящего, хорошего организатора поканет или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерца­ющий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уве­ренность, что, курс выбран правильно. Важно только быть вни­мательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помо­гать друг другу, дружить. Но желание - это еще не все. Друж­ба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиноч­ных, пусть даже очень частых вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» ­актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяет­ся среди других групп своей «непохожестью», индивидуально­стью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятель­ность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вно­сятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

4 ступень. «Алый парус». Алый парус - символ устремлен­ности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требова­тельностью. Командный состав парусника - знающие и надеж­ные организаторы, и авторитетные товарищи. К ним идут за сове­том, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее чле­ны приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти на­перекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудниче­ство, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые ха­рактерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на верши­ны, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не за­мыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объе­динения. Настоящий коллектив - тот, где люди сами видят, ког­да они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.

Обработка полученных данных

На основании ответов школьников педагог может Определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням разви­тия коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недоволь­ных этими отношениями.

 

2. Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе

Методика социометрии (ее основоположником считается Д.Ж.Морено) направлена на изучение межличностных отноше­ний в группе. Она позволяет определить неформальную струк­туру детской общности, систему внутренних симпатий и антипа­тий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социо­метрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка кол­лектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребе­нок расположен к членам этого коллектива.

 

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улуч­шить отношения между школьниками в вашем коллективе, сде­лать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следую­щие вопросы: их всего три.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы ?  ____________________________________________

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть ка­питаном этой команды?______________________________        3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости? ___________________________________________________________________________________

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обяза­тельно подпиши свою анкету. Спасибо!

 

 

 

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальную социометричес­кую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке распо­ложены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке - имена тех школь­ников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый воп­рос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (ЕгороваЕгора); при ответе на второй вопрос - Б, Ж и З; при ответе натретий - Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы долж­ны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. На­пример:

 


Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полу­ченных каждым из школьников и заносите получившееся у вас число в последнюю строку - под каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алешу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра будет считаться его рейтингом.

                 Интерпретация полученных результатов

Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:

     лидеров - авторитетных школьников, имеющих заметно

более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г);

рядовых членов коллектива, которые поддерживают в це­лом неплохие отношения с большинством членов коллектива ­они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж);

одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отноше­ния с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом - они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и З); отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе ­они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы, это школьник И)

Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школь­никами, то можно получить представление о дружеских отноше­ниях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д - они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Заволжскова
Просмотров: 9455 | Загрузок: 465 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergBoT  
0
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/izgotovlenie-i-montazh-metallicheskikh-ferm/>ферма из металла 6 метров купить</a>

Имя *:
Email *:
Код *:

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Заволжскова Н.А. При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна© 2024