Пояснительная записка
Автор материала (ФИО)
|
Заволжскова Наталья Александровна
|
Должность (с указанием преподаваемого предмета)
|
Учитель русского языка и литературы
|
Образовательное учреждение
|
МБОУ Летневская СОШ
|
Название материала
|
Тема урока: «Предлог. Знакомый
незнакомец».
|
Класс (возраст)
|
7
|
Учебный предмет
|
Русский язык
|
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК)
с указанием авторов, к которому относится ресурс
|
Учебник «Русский язык» -7
кл./ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская, А.А. /М. «Просвещение», 2010 год.
Программа: «Русский язык. 5
– 9 классы». Авторы М.Т.Баранов,
Т.А.Ладыженская,
Н.М.Шанский.
Москва «Просвещение» 2010г.
|
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)
|
Текстовый документ
|
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и
другие.)
|
Не требуется
|
Цели,
Задачи материала
|
Цель: Знакомство с предлогом как частью речи.
Задачи:
Образовательная
– показать предлог как служебную часть речи; отличие предлога от омонимичных
приставок, роль предлога в словосочетании и в предложении, роль предлогов в
выражении различных смысловых отношений.
Развивающая –
развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами в предложении;
развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать; развивать образное и
логическое мышление.
Воспитательная
– привитие интереса к познанию языка.
|
Краткое описание
работы с ресурсом
(на каком этапе предполагается применение, форма
использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора).
|
Урок освоения новых
знаний, используются групповая и индивидуальная формы работы
|
Ранее данный материал был
опубликован в интернете (адрес публикации материала)
|
http://imteacher.ru/
|
Заволжскова
Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Летневская СОШ
Конспект урока русского языка в 7
классе.
Тема урока: «Предлог. Знакомый
незнакомец».
Цель:
Знакомство с
предлогом как частью речи.
Задачи:
Образовательная – показать предлог как
служебную часть речи; отличие предлога от омонимичных приставок, роль предлога
в словосочетании и в предложении, роль предлогов в выражении различных
смысловых отношений.
Развивающая – развивать умение писать
предлоги раздельно с другими словами в предложении; развивать умения наблюдать,
анализировать, обобщать; развивать образное и логическое мышление.
Воспитательная – привитие интереса к
познанию языка.
ХОД УРОКА
1.Орг.
момент. Сообщение темы урока и его целей.
2.Проверка
домашнего задания. (1 группа составляла ребусы, используя служебные части
речи; 2 группа из заданного текста выписывала служебные части речи /заноза/)
3.Актуализация
опорных знаний.
На доске: Царь царицею простился
путь –
дорогу снарядился
И царица окна
Села ждать его
одна.
- Прочитайте ряд слов
- Из какого произведения эти строки?
(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях»)
- С помощью каких слов можно восстановить
отрывок из сказки?
- Запишите и объясните графически постановку
знаков препинания.
На
предыдущем уроке, путешествуя по стране Морфология, мы увидели, что эта страна
разделена на два государства.
- Какие?
(Самостоятельные части речи и служебные)
На протяжении нескольких лет мы с вами
путешествовали по государству Самостоятельные части речи, знакомясь с её
жителями.
- Перечислите их.
А вчера мы с вами пересекли границу
государства Служебные части речи. Сегодня мы продолжим знакомство с жителями
этого государства. Первый город на нашем пути называется также, как и та часть
речи, с помощью которой мы восстановили текст сказки.
- Что это за город? ПРЕДЛОГ
Сегодня на уроке мы вместе раскроем тайны жителей
этой страны – предлогов (их значение, роль в выражении различных смысловых
отношений). Познакомившись поближе, мы увидим, что эта, незаметная на первый
взгляд, часть речи таит в себе много загадок и, к сожалению, много сложностей в
правописании.
4.
Открытие нового знания.
- Записать
текст под диктовку на доске и в тетради. Прокомментировать орфограммы.
Графически объяснить постановку знаков препинания.
Волшебные сказки.
Волшебные
сказки – это целые фантастические истории. В них действуют добрые и злые
волшебники. Добрые герои сказок борются со злом, с несправедливостью и всегда
побеждают. Они не владеют сверхъестественной силой, но одерживают победу над
врагом своим умом, мудростью, находчивостью.
Сказки –
умное чудо, сотворённое гением для народа.
Выписать из текста словосочетания, в которых
зависимое слово связано с главным с помощью окончания и предлога. Разобрать два
словосочетания.
-Какую роль играют предлоги? (выражают зависимость одних слов от других
слов в словосочетании и предложении)
Работа
с учебником.
- Откройте учебник на стр.132, чтение правила
по учебнику, стр.133, чтение новых сведений о предлоге (самостоятельно).
- Что нового вы узнали о предлоге? (Предлоги могут выражать различные отношения)
-Какие?
(временные, причинные, пространственные, целевые)
- Вернёмся к нашему тексту и попробуем
определить, какие отношения выражают предлоги в некоторых словосочетаниях.(устная
работа)
Выполнение
упражнения 276 на доске с комментарием.
(2 ученика в это время выполняют индивидуальное
задание по карточкам на исправление грамматических ошибок в употреблении
предлогов)
Фронтальная работа с классом.
- Давайте вспомним, как
пишутся предлоги с другими частями речи?
- С чем мы можем спутать некоторые предлоги? (с омонимичными приставками)
- Как определить, что перед нами предлог?
- Приведите примеры омонимичных предлогов и
приставок
5.
Закрепление изученного материала.
- Ребята, к нам обратились жители города Предлог
с просьбой о помощи. Однажды к ним в город приехал журналист – недоучка и
напечатал в местной газете отрывок из рассказа, в котором были допущены ошибки.
Поэтому сейчас в городе царит хаос, беспорядок.
Давайте поможем исправить ошибки и вернём порядок и
спокойствие этому городу.
Спишите
текст, указывая над словами со скобками части речи. Сделайте вывод: с какими
частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление
невозможно?
Одна кошка по шла поулице. Про йдя немного,
она за метила дом и за глянула вокно,
вкотором только что за горелся свет. Вкомнате кошка у видела устола пятерых детей. Наодном был
маскарадный костюм. Кошка за бралась надерево и стала на блюдать задетьми.
Проверка:
16 ошибок.
, 1.
Пошла – глагол, 3. По улице - предлог +
имя существительное, 4. Пройдя – деепричастие, 5. Заметила – глагол, 6.
Заглянула – глагол, 7. В окно - предлог
+ имя существительное, 8. В котором - предлог +
местоимение, 9. Загорелся – глагол, 10. В
комнате - предлог + имя существительное, 11.
Увидела – глагол, 12. У стола - предлог +
имя существительное, 13. На одном - предлог
+ имя числительное. 14. Забралась – глагол, 15. На
дерево - предлог + имя существительное, 16. Наблюдать
– глагол, 16. За детьми - предлог +
имя существительное.
Вывод: предлоги могут
употребляться с существительными, местоимениями и числительными. Но никогда не
употребляются с глаголами, прилагательными.
6.Рефлексия
урока
- Что повторили?
- Что нового узнали на уроке?
- На следующем уроке мы продолжим
путешествовать по городу Предлог и знакомиться с его жителями. Мы узнаем об
употреблении предлогов, о производных и непроизводных предлогах, а самое
главное, что местные жители расскажут нам о правописании производных предлогов.
6.Домашнее задание.
2 группа – упр.288 + ребусы,
составленные 1 группой
1 группа – Сочинение на
лингвистическую тему «Нужны ли нам предлоги?»
Параграф 48
|