|
| Каталог статей | |
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Предлог. Знакомый незнакомец."
Автор: Заволжскова Наталья Александровна (учитель русского языка и литературы, МБОУ Летневская СОШ)
Конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: «Предлог. Знакомый незнакомец».
Цель: Знакомство с предлогом как частью речи. Задачи: Образовательная – показать предлог как служебную часть речи; отличие предлога от омонимичных приставок, роль предлога в словосочетании и в предложении, роль предлогов в выражении различных смысловых отношений. Развивающая – развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами в предложении; развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать; развивать образное и логическое мышление. Воспитательная – привитие интереса к познанию языка.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент. Сообщение темы урока и его целей.
2.Проверка домашнего задания. (1 группа составляла ребусы, используя служебные части речи; 2 группа из заданного текста выписывала служебные части речи /заноза/)
3.Актуализация опорных знаний.
На доске: Царь царицею простился путь – дорогу снарядился И царица окна Села ждать его одна.
- Прочитайте ряд слов - Из какого произведения эти строки? (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») - С помощью каких слов можно восстановить отрывок из сказки? - Запишите и объясните графически постановку знаков препинания.
На предыдущем уроке, путешествуя по стране Морфология, мы увидели, что эта страна разделена на два государства. - Какие? (Самостоятельные части речи и служебные)
На протяжении нескольких лет мы с вами путешествовали по государству Самостоятельные части речи, знакомясь с её жителями. - Перечислите их. А вчера мы с вами пересекли границу государства Служебные части речи. Сегодня мы продолжим знакомство с жителями этого государства. Первый город на нашем пути называется также, как и та часть речи, с помощью которой мы восстановили текст сказки. - Что это за город? ПРЕДЛОГ Сегодня на уроке мы вместе раскроем тайны жителей этой страны – предлогов (их значение, роль в выражении различных смысловых отношений). Познакомившись поближе, мы увидим, что эта, незаметная на первый взгляд, часть речи таит в себе много загадок и, к сожалению, много сложностей в правописании.
4. Открытие нового знания. - Записать текст под диктовку на доске и в тетради. Прокомментировать орфограммы. Графически объяснить постановку знаков препинания. Волшебные сказки. Волшебные сказки – это целые фантастические истории. В них действуют добрые и злые волшебники. Добрые герои сказок борются со злом, с несправедливостью и всегда побеждают. Они не владеют сверхъестественной силой, но одерживают победу над врагом своим умом, мудростью, находчивостью. Сказки – умное чудо, сотворённое гением для народа. Выписать из текста словосочетания, в которых зависимое слово связано с главным с помощью окончания и предлога. Разобрать два словосочетания. -Какую роль играют предлоги? (выражают зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении) Работа с учебником. - Откройте учебник на стр.132, чтение правила по учебнику, стр.133, чтение новых сведений о предлоге (самостоятельно).
- Что нового вы узнали о предлоге? (Предлоги могут выражать различные отношения) -Какие? (временные, причинные, пространственные, целевые) - Вернёмся к нашему тексту и попробуем определить, какие отношения выражают предлоги в некоторых словосочетаниях.(устная работа) Выполнение упражнения 276 на доске с комментарием. (2 ученика в это время выполняют индивидуальное задание по карточкам на исправление грамматических ошибок в употреблении предлогов) Фронтальная работа с классом. - Давайте вспомним, как пишутся предлоги с другими частями речи? - С чем мы можем спутать некоторые предлоги? (с омонимичными приставками) - Как определить, что перед нами предлог? - Приведите примеры омонимичных предлогов и приставок
5. Закрепление изученного материала.
- Ребята, к нам обратились жители города Предлог с просьбой о помощи. Однажды к ним в город приехал журналист – недоучка и напечатал в местной газете отрывок из рассказа, в котором были допущены ошибки. Поэтому сейчас в городе царит хаос, беспорядок. Давайте поможем исправить ошибки и вернём порядок и спокойствие этому городу.
Спишите текст, указывая над словами со скобками части речи. Сделайте вывод: с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно? Одна кошка по шла поулице. Про йдя немного, она за метила дом и за глянула вокно, вкотором только что за горелся свет. Вкомнате кошка у видела устола пятерых детей. Наодном был маскарадный костюм. Кошка за бралась надерево и стала на блюдать задетьми. Проверка: 16 ошибок. , 1. Пошла – глагол, 3. По улице - предлог + имя существительное, 4. Пройдя – деепричастие, 5. Заметила – глагол, 6. Заглянула – глагол, 7. В окно - предлог + имя существительное, 8. В котором - предлог + местоимение, 9. Загорелся – глагол, 10. В комнате - предлог + имя существительное, 11. Увидела – глагол, 12. У стола - предлог + имя существительное, 13. На одном - предлог + имя числительное. 14. Забралась – глагол, 15. На дерево - предлог + имя существительное, 16. Наблюдать – глагол, 16. За детьми - предлог + имя существительное. Вывод: предлоги могут употребляться с существительными, местоимениями и числительными. Но никогда не употребляются с глаголами, прилагательными.
6.Рефлексия урока - Что повторили? - Что нового узнали на уроке?
- На следующем уроке мы продолжим путешествовать по городу Предлог и знакомиться с его жителями. Мы узнаем об употреблении предлогов, о производных и непроизводных предлогах, а самое главное, что местные жители расскажут нам о правописании производных предлогов.
6.Домашнее задание.
2 группа – упр.288 + ребусы, составленные 1 группой 1 группа – Сочинение на лингвистическую тему «Нужны ли нам предлоги?» Параграф 48
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Заволжскова (29.11.2013) |
Просмотров: 3268 |
| Рейтинг: 1.0/1 |
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
Друзья сайта |
|
|
|
|