МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
(разработана профессором
М.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности,
активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения: Учащимся предлагается
прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их
содержанием по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.
1. Стараюсь слушаться во все
своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо
чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся –
добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так
же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди
других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда
уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям
добро – это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так,
чтобы меня хвалили окружающие.
10.
Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11.
Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12.
Мне нравится помогать другим.
13.
Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14.
Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15.
Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16.
Переживаю неприятности других, как свои.
17.
Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18.
Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны
окружающие.
19.
Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20.
Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче
проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося
бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1
|
5
|
9
|
13
|
17
|
2
|
6
|
10
|
14
|
18
|
3
|
7
|
11
|
15
|
19
|
4
|
8
|
12
|
16
|
20
|
Обработка полученных данных:
Среднюю
оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок
первой строчки и делении этой суммы на 5. Оценка автономности высчитывается на
основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности –
с третьей строчкой. Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам
жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый
коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень
социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это
свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент
окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или
группа учеников) – имеет низкий уровень социальной адаптированности.
|